Главная / Школа архитектурного мышления

Школа архитектурного мышления

 

I. ОСНОВЫ АРХИТЕКТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

изложены в рамках одноименного учебного курса, предусматривающего два этапа обучения.

Первый этап обучения

1. Теоретическое введение

 1.1. Для жизни человека требуются особые естественно-природные условия (гравитация, атмосфера, минеральные и биологические ресурсы и пр.), которые необходимы, но не достаточны. Человеческий организм - высшее достижение природы, но как биологическое существо, рождающийся человек совершенно беспомощен и не способен к самостоятельному существованию. Психика («заданная незаданность») - природная основа человеческого сознания.

 «Вся природа содержится в душе человека. Но в природе не весь человек. Какая-то ведущая часть человека, владеющая словом, вышла за пределы природы и теперь больше и дальше ее». (М.М.Пришвин)

Условия жизни человека должны не просто быть, но быть для человека, «говорить» с ним, учить жить. Полноценные условия становления человека человеком обеспечивают другие люди и созданная ими «умная среда», говорящая о способе жизни, обучающая и помогающая развиваться.

Пространство «МЫ» - духовные, эстетические условия.

 1.2.Человек - существо разумное. Соотношение телесного и духовного на протяжении длительного времени составляло суть основного вопроса философии, путь решения которого был указан Б. Спинозой. Но если с принципиального решения вопроса - с теоретической реконструкции человека - начался новый этап развития философии, определившей свой основной предмет, то с практического решения этого вопроса - происхождения человека, - началась вся история разумного мира - история превращения природы в «тело» общества, в материал постоянно воспроизводимой и творимой  человеческой культуры.

Преобразуя окружающий мир, человек воспроизводит себя в каждом предмете, который включает в систему человеческих отношений. Каждый предмет обретает понятный всем человеческий смысл и строится по логике человека.

Идея, образ будущего стали таким же мощным формообразующим началом в разумном мире, каким является естественно-природная необходимость, закон. Человек рождается в «разумном пространстве», обладающем как утилитарными, так и духовными (эстетическими) признаками и только в нем, - в своей родоспецифической среде, - он и может состояться.

 1.3.Человек - существо пространственное. О пространстве в привычном смысле можно говорить лишь постольку, поскольку  окружающие предметы обладают воспринимаемой человеком протяженностью. Пространство есть возможность простирания. Пространственность это аподиктическая способность нашего мира, присущая любому его явлению. Как существо психофизиологическое сам человек пространственно ограничен, параметричен, но как существо мыслящее он пространственно неизмерим, бесконечен.

Пространственная противоречивость человека, как проявление его сущности, определяет природу его жизненного пространства - пространства человеческой культуры, одновременно и ограниченного и бесконечного.

Культура вне своих особых форм, не существует и невозможна, как нет общества вне отдельных живых людей. Конкретизация понятия пространства культуры требует вести речь о пространстве культуры конкретных малых и больших человеческих сообществ. Наиболее древним и наиболее устойчивым типом человеческого сообщества является семья.

 2. Пространство культуры

2.1.Начало -  пространство первобытной культуры. Историческое начало формирования особого пространства жизни людей обусловлено необходимостью сохранения и развития человеческого способа жизни - главного условия выживания первобытного сообщества. В окружающих предметах и изображениях закреплялись различные формы совместной деятельности людей.

Ранние формы искусства и трансляция способа жизни из поколения в поколение.

Одновременно жизненное пространство должно было обеспечить максимальную безопасность и защиту от природных явлений.

Неизменны две функции пространства: утилитарно-функциональная и духовно-формирующая.

Ограниченное, нерасчлененное, общее внутреннее пространство с безграничным чуждым внешним окружением.

Решение первых архитектурных задач.

 2.2.Пространство развития и развитие пространства. Основное назначение архитектурного пространства - оптимальные условия духовного и физического, индивидуального и общественного развития Человека.

Решая функциональные задачи организации пространства, мы создаем условия физического развития, насыщая же это пространство смыслом, мы создаем условия духовного развития; предусматривая возможность осуществления неповторимости и особенности каждого, мы создаем возможность индивидуализации человека, предусматривая же возможность живого общения с окружающими, мы создаем возможность его общественного развития.

Развитие пространства - процесс воспроизводства пространственных условий развития человека, по его логике и в его времени. Пространство заново «разворачивается» с каждым новым человеком, с каждым новым сообществом. Сохраняется способ жизни (основа - творчество, нравственность) и его наиболее адекватные предметные формы.

Разворачиваясь между интимным и общим, индивидуальным и общественным полюсами, архитектурное пространство в каждой своей точке сохраняет все четыре качества, и в этом его главная  особенность и ... загадка.

 2.3.Современное пространство культуры. Представление о пространстве культуры связано в сознании большинства людей с представлением о территориях и носит преимущественно географический характер. В последнее время оно дополнилось представлением о воздушном и даже космическом околоземном пространстве. Близко и понятно каждому национально-государственное деление жизненного пространства планеты. Исследователи учитывают и другие факторы, связанные с простиранием зон и ареалов, определяемых по этническим, религиозным, экономическим, политическим и иным признакам, и не совпадающих как с природно-климатическими, так и с государственными границами.

Недостаточно осознается роль нового измерения пространства современной культуры. Современный этап формирования способа жизни людей связан с особой пространственностью, реальной и реально всеобщей составляющей которой становится новое виртуальное пространство, опирающееся на высокие технологии.

В условиях переживаемого сегодня культурного кризиса сложившееся пространство культуры деформируется. Требуется его воссоздание на новом историческом основании. Каковы роль и новые возможности архитектуры?

3.Архитектурная форма

 Существуют два принципиально разных способа организации пространства. 1) Ограничение пространства - наиболее простой способ, позволяющий создавать внутреннее пространство, основная особенность которого - параметричность, конечность, измеримость. 2) Фиксация пространства, дающая возможность организовать внешнее, а значит бесконечное, неизмеримое пространство. В первом случае, в качестве средства решения задачи выступает ограждение. Во втором - центр, особая форма, в пластике которой закреплена и символически выражена позиция ее создателя, утверждающего и простирающего себя в организуемом пластическом пространстве. Открытое и закрытое пространства.

Так же как сам человек соединяет в себе конечность и параметричность своей телесной основы с собственной духовной бесконечностью, так и пространство его деятельности объединяет в себе оба противоположных качества и может быть полноценно организовано только на основе сразу двух названных способов. Ответом же на вопрос о том, как возможно соединение несоединимого: определенности и бесконечности, ограниченности и универсальности - является сама рождаемая в творчестве архитектурная форма.

Простирание в пространстве и разворачивание во времени. Структура архитектурного пространства.

 3.1. Определение архитектурной формы. Исследованию проблемы формы, - одной из важнейших категорий бытия, - посвящены труды многих философов и ученых, начиная со времен античности. Так Аристотель посвятил особое внимание понятию формы, которую он наделил энтелехиальной активностью - внутренним  беспокойством  целеустремленности. Однако данный им мощный теоретический импульс так и не позволил преодолеть рамки эмпирии и здравого смысла в толковании формы во многих областях современного знания.

Внимание этой проблеме уделяют и архитекторы, для которых формообразование составляет неизменное содержание профессиональной деятельности. Однако, фиксируя отношение «внутреннее - внешнее» в качестве определяющего для архитектурной формы, они, как правило, не углубляются до уровня человеческой сущности первого и второго, ограничиваясь содержанием традиционного профессионального «видения». В итоге, представление архитектурной формы оборачивается реконструкцией границы между двумя разными, самостоятельными и не сводимыми друг к другу пространствами. Природа целостности формы, как и сама тайна творчества ее создателя остается нераскрытой.

Логику архитектурного формообразования можно выявить лишь опираясь на знание закономерностей развития человека, этапы и периоды которого составляют основу структуры и иерархии архитектурных форм.

Формообразование и стиль.

 4.Архитектурный объект

 4.1.Жилище.  Постоянно воспроизводимое начало ста­нов­ле­ния формы жи­лища свя­зано с архитектурным офо­рм­ле­ни­ем про­цес­са обо­соб­ле­ния ре­бен­ка в его от­но­ше­нии с ма­те­рью, затем - с пе­ре­хо­дами на после­дую­щие сту­пени раз­ви­тия. Здесь воз­ни­кают дополнительные, осо­бые ар­хи­тек­тур­ные за­да­чи - про­стран­ст­вен­ное за­кре­п­ле­ние про­цес­сов перехода. На всех эта­пах должна по­сто­ян­но ре­шать­ся за­да­ча транс­фор­ма­ции формы жи­лища по ме­ре раз­ви­тия са­мо­го ин­ди­ви­да и тех со­об­ществ, в ко­то­рые он вклю­чает­ся.

Про­цесс раз­ви­тия про­стран­ст­ва жилища продолжается и то­гда, ко­гда развивающийся человек ста­но­вит­ся ро­ди­те­лем, воз­вра­ща­ясь в новом ка­че­ст­ве к на­ча­лу "ле­ст­ни­цы раз­ви­тия".

Архитектурно организованное про­стран­ст­во жиз­ни любого со­об­ще­ст­ва мож­но так же на­звать его жи­ли­щем. Где бы и как бы не ме­нял­ся че­ло­век (любой общественный субъект), он со­от­вет­ст­вен­но пе­ре­страи­ва­ет и свое жиз­нен­ное про­стран­ст­во, за­кре­п­ляя эти из­ме­не­ния.

Человечеством накоплен огромный опыт формирования жилища, значительная часть которого не востребована современной архитектурой. Возвращение к этому опыту с позиций нового знания о Человеке чрезвычайно важно сегодня.

Особенности формообразования.

 Второй этап обучения 

4.2. Объекты образовательного назначения

  • образовательное пространство;
  • образовательный объект в структуре поселения;
  • структура образовательного объекта;
  • особенности формообразования.

 4.3.Производственные объекты

  • история отношения «Человек-машина»;
  • пространство репродуктивной функции;
  • пространство производственной технологии;
  • пространство продуктивной функции;
  • динамическая структура предприятия;
  • два типа развития (закрытые, репродуктивные объекты и открытые, продуктивные);
  • особенности формообразования.

  4.4.Поселение

  • происхождение города;
  • структура и форма градостроительного объекта, экстравертное и интравертное поселение;
  • проблема генерального плана современного поселения;
  • особенности формообразования.

 5.Основы архитектурного прогнозирования

Новости

2903.19
СОВРЕМЕННОЕ СЕМЕЙНОЕ ЖИЛИЩЕ - ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ.

Курсы, семинары, индивидуальные консультации по вашим заявкам

Правильный выбор участка вашего дома и цена ошибки.
Размер дома и состав помещений - как правильно определить?
Новые виды помещений в структуре жилого дома.
Пространство ребенка/детей в структуре дома.
Жилище для полной семьи и "родовое гнездо".
Как быть с гаражом?
Как правильно использовать участок?
Как подготовить задание на проектирование?
Как выбрать проектировщиков и строителей?
Как контролировать работу исполнителей?
Как и на чем можно и нужно экономить?

 

1405.10
Ф.Т.Михайлов "Загадка человеческого Я".

Третье издание этой замечательной книги приурочено к 80-летию философа.