Главная / Образовательные объекты

Образовательные объекты

ТМ "Антром" совместно с партнерами осуществляет концептуальное проектирование образовательных объектов различного уровня и статуса. Среди них частные школы, колледжи, "Архиград" (технополис архитектурно-строительной ориентации), социокультурный комплекс "Старимлад".

 

 

ШКОЛА

Несоответствие между сохраняющимися от прошлого формами организации образовательной деятельности и его активно обновляющимся содержанием - одна из проблем школьного образования. И не только школьного.

Жесткость и идеологическая заданность организации, авторитарность управления, консервативность отношений и многое из того, что еще недавно выглядело вполне естественно, преодолевается в сознании сегодняшних педагогов. При этом практически неизменным остается железобетонное или кирпичное оформление вчерашнего порядка, и что еще хуже, сохраняется безразличие к той (развивающей!) среде, в которой протекает едва ли не большая часть жизни юных граждан России.

Казарма муштрует и воспитывает солдата, храм питает и укрепляет веру, осеннее буйство природы рождает поэтические строки.., а что рождают, что творят в юном сознании наши "школьные стены" - этот молчаливый, но упорный воспитатель?  Союзник он  наш или противник?

См. "Золотое сечение школы" В.А.Латышев

Абсолютное большинство современных общеобразовательных учебных заведений размещается в сохранившихся зданиях советских школ либо в новых, построенных на тех же принципах и в соответствии с теми же нормами и правилами. В то же время, идеологические установки, психолого-педагогические требования и содержание социального заказа существенно изменились. Отсюда проблема несоответствия образовательного пространства психолого-педагогическому и социокультурному содержанию образовательной деятельности.

Сложность проблемы усугубляется тем, что в силу содержательного единообразия учебных заведений, единства идеологии, одинаковости и неизменности требований (связанных с фактической установкой на одинаковость советских людей - отклонение от нормы в любую сторону было нежелательно для системы) долгие годы отсутствовала потребность в активном взаимодействии архитектора и педагога, в глубоком изучении отношения между образовательной практикой и формами ее пространственной организации. Сложилась ситуация, в которой  архитектурно сформированное пространство служило, прежде всего, средством авторитарного управления образовательной деятельностью, а не средством осуществления ее многообразных форм.

Таким образом, сегодняшняя проблема состоит не только в замене устаревшей пространственной организации новой, соответствующей новому же, разнообразному и меняющемуся содержанию образовательной деятельности, но и в выработке новых принципов, совершенствовании методик и норм проектирования, а также в формировании у всех участников образовательного процесса нового отношения к пространству, умения его самостоятельно создавать и эффективно использовать.

Изучение современной мировой практики и многолетние теоретические изыскания позволили разработать научно-методическую основу формирования образовательного пространства, как средства и как результата развивающей образовательной деятельности.

Основные положения:

1.     Определение  образовательного  пространства  опирается  на научное представление о развитии человека, содержании и формах последовательных этапов - ступеней его развития. Образовательный объект может соответствовать одной или нескольким полным ступеням развития, чем определяется его тип.

2.     Общая структура образовательного пространства включает четыре основных уровня:

  • структура развивающегося персонального пространства ребенка (учащегося);
  • структура дидактического пространства;
  • структура педагогического пространства;
  • структура образовательного пространства.

 3.     Узловыми элементами структуры образовательного пространства являются пространства переходов между ступенями развития - ритуальные пространства (объекты).

4.     Каждой ступени развития соответствует своя субкультура (возрастная культура как форма целостного представления общечеловеческой культуры), закрепляемая в особых архитектурно-пространственных и других формах и составляющая основу развивающей среды.

5.     Структура пространства каждой ступени, в соответствии с природой и сущностью процесса развития, включает систему подпространств, соответствующих различным помещениям и территориям (закрытые-основные-открытые; индивидуальные-групповые-общие).

6.     Образовательное пространство как пространство развития формируется как развивающееся пространство. Способ развития пространства образовательного объекта предполагает изменения, осуществляемые всеми участниками образовательной деятельности в диапазоне от предметного содержания игровой и учебной среды до здания или комплекса в целом.

Правильно выстроенное образовательное пространство практически исключает в процессе развития необходимость разрушения его архитектурно-строительных элементов и предполагает реконструкцию, характер которой легко прогнозируется как достраивание.

7.     Развитое образовательное пространство, включающее все ступени развития, образует органическую градостроительную структуру, связанную со всеми сферами жизни города как своим продолжением и дополнением.

 

 

Новости

2903.19
СОВРЕМЕННОЕ СЕМЕЙНОЕ ЖИЛИЩЕ - ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ.

Курсы, семинары, индивидуальные консультации по вашим заявкам

Правильный выбор участка вашего дома и цена ошибки.
Размер дома и состав помещений - как правильно определить?
Новые виды помещений в структуре жилого дома.
Пространство ребенка/детей в структуре дома.
Жилище для полной семьи и "родовое гнездо".
Как быть с гаражом?
Как правильно использовать участок?
Как подготовить задание на проектирование?
Как выбрать проектировщиков и строителей?
Как контролировать работу исполнителей?
Как и на чем можно и нужно экономить?

 

1405.10
Ф.Т.Михайлов "Загадка человеческого Я".

Третье издание этой замечательной книги приурочено к 80-летию философа.