Главная / Статьи, рецензии / Культура "без штанов"

Культура "без штанов"

КУЛЬТУРА «БЕЗ ШТАНОВ»

Голос плоти, - голос живущего в нас животного, - всегда зовет «вниз», подальше от нравственных идеалов и достигнутых человечеством нравственных высот. На протяжении всей человеческой истории мудрость лучших из нас предостерегает и стремится уберечь души слабых и неискушенных от падения в сладкое болото похоти, безразличия и бесцельности.

Тысячи лет потребовались человечеству, чтобы «надеть штаны» и совсем немного времени в период переживаемого нами культурного кризиса, в период «исторической растерянности», чтобы начать публично снимать их. И это не удивительно, поскольку стеснительность, как и достоинство, совесть и многие другие исключительно человеческие качества, являются продуктами культуры, а не натуры, природы. Они не закрепляются в структурах организма, не передаются генетически подобно психофизиологическим особенностям, а возникают и формируются в ходе живого общения людей, каждый из которых призван освоить эти необходимые составляющие человеческого способа жизни, чтобы стать членом общества. Сделать это, в той или иной мере, удается практически любому, поскольку в отличие от далеких предшественников мы рождаемся и живем не в природном, несущем многочисленные опасности окружении, а в насыщенном культурными смыслами и относительно безопасном общественном пространстве. Окружающее нас с детства многообразие творений человеческих подобно раскрытой книге мудрости, читая которую мы постигаем способ и смысл жизни, добираясь либо до невероятных высот, доступных человеческому гению, либо останавливаемся, пройдя лишь часть хорошо известного человечеству пути.

Когда же культурные смыслы-ориентиры разрушаются, когда систему традиционных культурных ценностей повсеместно вытесняет, например, ориентир, именуемый нажива, деформируется способ жизни, утрачиваются многие его базовые качества. Процесс этот особо опасен, поскольку отсутствие тех или иных исключительно человеческих способностей незаметно для человека. Не испытывающий чувства патриотизма, сострадания или, например, лишенный стыдливости не замечает, как правило, за собой этих недостатков. Он продолжает жить среди людей, в большей или меньшей степени негативно влияя на тех окружающих, кто еще не сформировал отношения к миру и нуждается в достойных и привлекательных образцах.

Верным признаком деградации человеческого способа жизни является разрушение литературного языка, его главного и незаменимого воплощения. Происходит не просто экспансия  просторечия и ненормативной лексики, но выхолащивание (искажение) и утрата многих культурных смыслов и значений, свойственных высшему нормированному типу языка и соответствующих существовавшему способу жизни. Этот процесс с необходимостью сопровождается деформацией и распадом образовательного пространства, включающего не только систему специальных общественных учреждений, но прежде всего, жилище - пространство семейной формы культуры – самой первой, а потому и самой главной «школы» в жизни каждого нового человека. Формируется пренебрежительное отношение, прежде всего в молодежной среде, к семейным ценностям и институту традиционной семьи в целом. Вследствие этого утрачиваются многочисленные образовательные по своей сути традиции, в том числе направленные на сексуальное воспитание на уровне семейно-родственных отношений, довершая процесс культурной дезориентации формирующегося сознания в сфере взаимоотношения полов. В результате голос организма, природы снова становится сильнее культурной нормы. Похоть затмевает созданные человечеством модели поведения влюбленных, вытесняя из сферы воображения любые, прежде всего, литературные образы, не отвечающие сиюминутному физиологическому влечению, не знающему никаких ограничений, кроме пресыщения. Всё более популярной нормой взаимоотношений молодежи становится взаимное сексуальное потребление вместо человеческого чувства любви, основанного на прямо противоположном принципе.

Потребление вообще становится главным содержанием жизненных устремлений большинства людей в современных условиях, как альтернатива творчеству, питающемуся не плотской пищей, а идеями. Между тем, именно способность строить будущее, делать реальными его светлые и желанные образы, обретая в этом главное удовлетворение и смысл жизни, делают нас людьми, а не психофизиологическое устройство организма с его нуждами и позывами, не форма тела и даже не мозг, в тканях которого некоторые ученые до сих пор пытаются найти признаки сознания, след мысли. Чем меньше взрослеющий человек подчиняется «голосу» своего тела, чем свободнее он от «природной программы», говорящей на языке физической потребности, тем сильнее в нем общественное начало - «мы», с его вырабатывавшимися веками и тысячелетиями заповедями и нормами.

Лукавая природа наделила будущего человека огромным потенциалом в виде мощной психики, способной вместить всю бесконечность космоса, но роль главного витального органа, позволяющего младенцу выжить, стать на ноги, она оставила за другим, уже состоявшимся, взрослым человеком. В результате, человеческий жизненный путь становится реальным для каждого малыша благодаря не биологической, природной программе, а другому человеку – субъекту культуры. «Мы» - говорит малыш, еще не отличивший и не отделивший себя от мамы; «мы» - говорит гражданин, чувствующий себя неотъемлемой частью своего народа, общества; «мы» - говорить мудрец, осознающий свою ответственность перед человечеством. И в каждом случае здесь проявляется важнейшая и неотъемлемая особенность человеческого способа жизни, - его общественный характер.

Входя в жизнь человеческого сообщества «за руку» с любящим и ответственным взрослым, каждый новый его член формирует в себе многочисленные культурные потребности и способности, хранимые и развиваемые человечеством на протяжении всей своей истории. Преодолеть пропасть между «живым» и «разумным», научиться жить по-человечески - его главная и одновременно самая сложная задача, и в той мере, в какой ему это удается, он становится более или менее достойным представителем рода человеческого, субъектом человеческой культуры.

★ ★ ★

Сохранения, развитие и передача от старших к младшим, из поколения в поколение ценностей и правил человеческого общежития есть важнейшая витальная традиция любого человеческого сообщества. Разрушение механизмов этой традиции, происходящее вследствие революций и культурных кризисов, подобных нынешнему, приводит к весьма тяжелым последствиям, поскольку оборачивается не только падением нравов, ростом преступности и т.п., но утратой общественного единства и резким снижением творческого потенциала людей, теряющих свое самое главное богатство – умение быть людьми.

В. Латышев

15.05.2014

Новости

2903.19
СОВРЕМЕННОЕ СЕМЕЙНОЕ ЖИЛИЩЕ - ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ.

Курсы, семинары, индивидуальные консультации по вашим заявкам

Правильный выбор участка вашего дома и цена ошибки.
Размер дома и состав помещений - как правильно определить?
Новые виды помещений в структуре жилого дома.
Пространство ребенка/детей в структуре дома.
Жилище для полной семьи и "родовое гнездо".
Как быть с гаражом?
Как правильно использовать участок?
Как подготовить задание на проектирование?
Как выбрать проектировщиков и строителей?
Как контролировать работу исполнителей?
Как и на чем можно и нужно экономить?

 

1405.10
Ф.Т.Михайлов "Загадка человеческого Я".

Третье издание этой замечательной книги приурочено к 80-летию философа.